Только бы даль отзывалась далёкая.
Только бы высь открывалась высокая.
Только бы солнце России в лицо.
Только бы внук выбегал на крыльцо.
Много ли надо мне, старость обычная?
Личная воля да книга приличная.
Русская жизнь с огоньками в ночи,
Где отыскались от света ключи.
Письма друзей с откровенными строчками.
Ясь и мерцающий разум над точками.
Почта в Читу ещё ходит пока.
Жизнь коротка. Потому велика.
* * *
…в попиранье заветных святынь
Блок
Последний русский умер и зарыт…
Вл. Берязев
…великодержавная...
Вишняков Михаил Евсеевич родился в 1945 году в селе Сухайтуй Читинской области. Окончил литературный институт имени Горького. Автор поэтических сборников «Славяне», «Багульник на северном склоне», «Кедровый посох», «Сибирская муза» и многих других. Работает в газете «Чита литературная». Член СП России. Живёт в Чите.
Публикации автора:
Забайкальские болтомохи
/ Проза
: №01 - январь 2008
ВОЛЬНО ВЬЕТСЯ ВИТИМ
Иван Голобоков и Аркадий Тузик — товарищи с детства, друзья — не разлей вода, два ствола пара! Вместе на промысел ходят: один по левую сторону Кадым-россыпи, другой — по правую. Вместе возвращаются: один сдает тридцать соболей и другой тридцать, Иван четыре рысьих шкуры, Аркадий три да одну волчью. Ни в чем не уступят друг другу, во всякой оказии оглядываются и ставят прицел не хуже товарища.
Сегодня у друзей праздничный день. Пошли на двух моторках в соседний...
Пеший странник
/ Поэзия
: №11 - ноябрь 2006
Ни моря, ни тучки жемчужной.
Чита. Лай тюремных собак.
В их мозг натекает от стужи
Тяжёлый арктический мрак.
Грызутся, заходятся воем,
Цепями гремят на бегу.
Как будто конвой за конвоем
Уводят в ночную тайгу.
Оклад православной иконы
Настужен оконным ледком.
Георгий с копьём — всё же конный.
Христос всё пешком да пешком.
Бредёт, страстотерпец, шагает
Народной беды инвалид.
И снег под босыми ногами
Не тает — шипит и горит.
ВАЛЬС МОЙ ВЕНЧАЛЬНЫЙ
Альбине Истоминой
Осень. В лесу золотые сугробы.
В белом лесу мы...
Золотой цвет Азии
/ Публицистика
: №07 - июль 2006
Русские слышали от своих друзей-аборигенов Азии: земля видится им разноцветной — ярко-золотой, зелёно-изумрудной, серо-печальной, молочно-алой на рассвете.
— Это зависит от настроения, — понимающе говорил я.
— Нет, — снисходительно отвечали мои друзья-буряты, — она действительно цветная. Иногда на чёрно-белых фотографиях появляется золотистый и густо-синий (хухэ) цвет.
Я знал: с бурятами лучше не спорить — они верят в свои чингисхановские тайны, и зачем их переубеждать? Как журналист и редактор...
«Расстреляйте меня на рассвете...»
/ Критика
: №05 - май 2006
Осенью 1970 года читинский писатель Григорий Кобяков рассказал мне быль, которую он слышал от читинца-иркутянина Константина Седых, автора широко известного в те годы романа «Даурия» (Сталинская премия 1950 г.). Седых был и остался посмертно во многом «зашифрованной личностью». Набрать материал на роман в четырех книгах — роман о гражданской войне, о событиях в лагере белых и красных, конечно, мог лишь информированный человек, работавший с не закрытыми архивами, лично знавший...
Раноставы великого «Слова»
/ Критика
: №11 - ноябрь 2005
15 февраля 1970 г.
С утра стало страшно. Подумал — ну, переведу я «Слово» стихами, напечатаю где-нибудь в газете или журнале. И вдруг мои «перлы» попадутся на глаза академику Дмитрию Лихачёву. И разгневанный великан разразится статьёй в «Правде»: не прикасайтесь своими бездарными перьями к жемчужине древней русской словесности! И пригвоздит меня в неполные-то 25 лет к позорному столбу, и поставит крест на творческих мечтаниях.
Может быть, стоит осознать — на что замахиваюсь, а? Целые кафедры и...
Отраженье в колодце
/ Поэзия
: №06 - июнь 2005
АККЕРМАНСКИЕ СТЕПИ
(Из Адама Мицкевича)
Вплываю в сизый дым степного океана:
Ныряет воз в траву, как лёгкая ладья.
Среди лугов цветущих вьётся колея,
Минуя острова кораллов из бурьяна.
Уж вечер, а вокруг ни стана, ни кургана.
Звёзд путеводных нет, и замираю я.
Там облака горят, а, может быть, заря?
Но нет — там блещет Днестр, там — лампа Аккермана.
Стоим…Такая тишь…Вот журавлей полёт,
Как тайный звук над миром — сокол не проснется.
Лишь мотылёк в траве незримо встрепенётся.
Лишь скользкий уж, как вьюн,...
Колодец
/ Поэзия
: №08 - август 2004
НА ВЫХОД ОЧЕРЕДНОГО ТОМА
«ЭНЦИКЛОПЕДИИ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
Михаилу Константинову
Если
в бессчетном периоде времени,
кто-то, лишившись опорного стремени,
выбыл из памяти, как из Читы,
о, составитель, поможешь ли ты?
Скажешь:
в бессчетном периоде времени
сам я устал от архивного бремени —
всех разыскать, кто родился в Чите,
жил в суете, в темноте, в мерзлоте.
Вдруг да
в бессчетном периоде времени
кто-то без имени явится с именем
в энциклопедию встать при часах,
с весом, как прах, на вселенских весах?
Вот и
в бессчетном...
Лики Забайкалья
/ Публицистика
: №02 - февраль 2004
ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ В ЧИТЕ
В эмигрантской печати Харбина тридцатых годов промелькнуло сообщение о неудавшемся покушении на русского художника Генриха Энгеля. Стрелял из пистолета, но промахнулся некто «турецкоподданный» г-н Машед…..
Генрих Генрихович Энгель — тайна в тайне, как матрешка в матрешке художественной жизни России первой трети XX века. Судите сами: канцелярия персидского шаха из династии Каджаров обратилась к правительству России оказать помощь в лепной и живописной отделке нового...
Час караванной луны
/ Поэзия
: №08 - август 2003
ЧЕРНЫЙ АЙСБЕРГ
Черный айсберг — знобящая тайна.
Над пучиной страданий и бед,
знак подавший, он сверху растаял,
но следов для дознания нет.
Черный храм без мерцающей свечки.
В нём поддонная мгла тяжела.
Беспощадная синяя вечность,
как возмездье, внутри залегла.
Под водою обратная башня,
целый мир, погрузившийся в лёд.
Словно лемех под раненой пашней,
вдоль России куда-то плывет.
Звездный холод, ниспосланный свыше.
В Забайкалье, в стране ледяной,
я проснусь и мучительно слышу:
черный айсберг идет подо...